Использование ИИ для банков и МФО. Плюсы и минусы новых технологий
С 1 февраля 2024 года коллекторские агентства, банки и МФО обязаны записывать и сохранять все телефонные разговоры с должниками, а Федеральная служба судебных приставов будет контролировать соблюдение законности при взаимодействии с должником в рамках взыскания просроченной задолженности.
Нововведением в Федеральный закон внесено новое понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» - программное обеспечение, в котором применяются системы генерации и распознавания речи, позволяющие поддерживать определенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога. Такой способ взаимодействия позволит повысить качество общения с клиентами-неплательщиками, обеспечить более эффективное взыскание долгов, а также обеспечит возможность должнику прекратить взаимодействие, либо связаться со специалистом кредитора для более подробного обсуждения выхода из сложившейся ситуации.
ИИ на службе банков и МФО
Использование искусственного интеллекта активно набирает обороты во многих сферах, и взыскание задолженности банками и микрофинансовыми организациями не стало исключением. Появление ИИ в данной сфере обещает изменить общение с должниками, будучи почти неразличимым от разговора с настоящим человеком. Такие технологии, уже успешно применяемые в рекламных акциях и обзвонах клиентов, привлекают внимание как специалистов, так и обычных граждан. Абоненты отмечают, что часто сложно определить, говорят они с реальным оператором или с программой.
Важно отметить, что обращения от ИИ-роботов должны соответствовать определённым правилам. Согласно новым требованиям, такие действия приравниваются к непосредственному взаимодействию строго регулируются. Например, с использованием робота разрешается совершать не более одного взаимодействия в день, не более двух раз в неделю и не более восьми раз в месяц. Каждая коммуникация с должниками должна быть зафиксирована и сохранена в течение установленного срока.
Ограничения взаимодействия установлены не только при использовании ИИ. Федеральным законом установлены ограничения взаимодействия в определенное время суток, допустимое количество звонков и текстовых сообщений и т.д.
Изменения в законодательство устанавливают дополнительные способы защитить прав заёмщиков и государственного контроля за действиями взыскателей. В рамках принятых изменений Федеральная служба судебных приставов будет контролировать все виды взаимодействия с должником, совершаемые не только профессиональные коллекторские агентства, но и финансовые организации, включая банки и МФО.
Внесенными изменениями установлено, что кредитные и микрофинсовые организации смогут осуществлять взаимодействие с должниками только при условии включения их в перечень кредитных и микрофинансовых организаций.
Подводя итоги, можно утверждать, что внедрение искусственного интеллекта для звонков клиентам банков и МФО с целью взыскания просроченных долгов – важный шаг в цифровизации отрасли финансовых услуг. Новые технологии позволят повысить эффективность взыскания, сократить операционные затраты и обеспечить лучшее соблюдение прав потребителей. Однако, несмотря на потенциальную выгоду, необходимо четко соблюдать установленные законодательством условия и ограничения. Технологии должны обеспечивать прозрачное и доверительное взаимодействие и не должны нарушать права заёмщиков. Только баланс между автоматизацией процессов и соблюдением ограничений, будет определять эффективность и успешность использования искусственного интеллекта в финансовой сфере.
Смотрите также